Menu
Государства развитого средневековья (конец X – начало XIII вв)
Главная » История Казахстана » Государства раннего и развитого средневековья (VI – XIII вв). » Государства развитого средневековья (конец X – начало XIII вв)

Государство караханидов (942-1210 гг).

После распада в Х веке Карлукского каганата на территорию Восточного Туркестана, Семиречья, Южного Казахстана и Средней Азии возникло новое государство - государство Караханидов (942 – 1210 гг). Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатун – Богра – хана (915 – 955 гг.), который подчинил Тараз и Кашгар. В 942 году Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история государства караханидов. В государстве караханидов входили такие тюркские племена как ягма, чигили, карлуки и другие.

Главную роль в государстве играли чигили и ягма. Государство было разделено на две части или на два удела. Верховный каган с титулом Арслан Карахан был правителем восточной части государства, ставка его находилась в г. Баласагуне, второй каган с титулом Богра Кара хан владел западной частью государства, ставка находилась в г. Таразе. Власть в ханстве передавалась не по наследству, а по так называемой «лестничной системе» от старшего брата к младшему.

При хане Мусы (сын Богра хана) в 960 году ислам был объявлен государственной религией.

Завоевательное движение тюрков в Мавераннахр привело к быстрому падению Государство Саманидов. В 992 г. каган караханидов Богра хан Харун захватил Бухару, в 996 – 999 гг его преемник Наср I овладел всем Мавернахром. Центральная власть в караханидском государстве была слабой. Государство было поделено на многочисленное уделы с неустойчивыми границами. Уделов правили члены караханидского рода – илек– ханы. Удельные правители обладали большими правами, плоть до чеканки монет со своим именем.

Государство караханидов не было простым повторением прежних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ на территории Казахстана военное управление караханидов было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом принципе.

Важнейшим социально – политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Суть в чем? Каганы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или городов налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта» (араб), а держатель икты назывался иктадар или мукта. В последствии икта превращается в наследственное право феодала т.е. в собственников земли. Существовало несколько категорий икты. Наряду с иктой существовали и другие формы земледелия. Крупным земледельцем было мусульманское духовенство -ему принадлежали «вакфные земли», доходы с которых не облагались налогом. Наряду с указанными формами существовало мелкое крестьянство и общинное землевладение. Наиболее распространенной формой эксплуатации была издольщина. С усилением эксплуатации получает развитие институт «комендации» т.е. переход бедных крестьян под покравительство богатых земледельцев. С 60-70-х годов XI века начинаются столкновения государства с сельджуками, в результате которых ослабленное децентрализацией, т.е. деления на уделы обусловило рост феодальной раздробленности, усилилась междоусобица, что привело к ослаблению государства и караханиды оказались в зависимости от сельджуков, особенно при сельджукском султане Санужаре 1118 – 1157 годы. Вторжение каракиданей в 30-х – начало 40-х годов ХІІ века совсем ослабило государство караханидов. В1212 г. остатки государства караханидов были ликвидированы Хорезмшахом Мухаммедом II.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем, в ХI –XII веках в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и преобращалась к городской культуре.

В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали религиозные древнетюркские представления. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике. В Караханидском государстве были созданы значительные произведения на тюркском языке на арабской графике, такие как, «Кутадгу билиг» («Благодатные знания») Ю.Баласагуни, «Диван-и-Хикмат» («Книга мудрости») Ахмета Яссави «Диван- лугат-аттурк» («Словарь тюркских наречий») М.Кашгари. В целом эпоха Караханидов представляла собой качественно новый этап во всех сферах жизни общества.

Каракитай (1128 – 1213 гг).

Первые сведения о каракитаях, или киданях, относятся к V в н.э. Каракитаи занимали тогда территорию Маньчжурии и Уссурийского края. Каракитаи-тунгусо-монгольского происхождения. Они в начале ХІ века вторглись в Семиречье и создали свое государство (1128-1213 гг), караханидов они подчинили себе и превратили в данников.

Глава киданей носил титул «Гурхан», что означает «хан ханов». Гурхан установил твердые налоги. Каждый двор был обложен податью по динару. Дань собирали представители гурхана-специальные сборщики дани.

Господство каракитаев принесло новые тяготы местному населению. Купцы и ремесленники также были обложены налогами, что привело к сокрашению торговли и ремесленного производства.

Новые завоеватели были чужды местному населению по языку, культуре и религии.

Феодальная знать каракитаев исповедуя буддийскую религию, проводила ограничение к исповедующим ислам, она обложила торговцев мусульман дополнительными налогами и лишила мусульманского духовенство привелигий.

Гурхан устоновил жесткую дисциплину в армии. Уделов своим близким он не давал, опосаясь усобиц. Главная ставка Гурхана находилась в г. Баласагуне.

Основным занятием каракитаев было скотоводство, рыбная ловля и охота.

К началу Х века н.э. у каракитаев в результате распада первобытнообщинного строя образовались патриархально – феодальные отношения.

Борьба народных масс Казахстан и Средней Азии против господства каракитаев и междоусобицы ослабили государство, и 1213 году оно распалось.

Кыпчакское государство (нач XI – 1224 г).

Примерно в ІХ-Х веках н.э. в степях Евразии начинается процесс выделения этнических групп из объединений племен-славянских, романо-германских, тюркских и других. Именно на этом отрезке времени, на западе сформировалось древне-русское государство. Восточнее Руси этот процесс закончился созданием государства кыпчаков.

В VІІІ веке в сочинениях разноязычных авторов появилось название именовавшимися на Руси половцами или печенегами, византийских источниках команами, венгерских куманами, арабских источниках кыпчаками, а позднее в арабских источниках их стали называть мамлюками1).

В середине ХІ- начале ХІІ века окончательно формируются пять основных групп кипчакских племен: 1) алтайско-сибирская; 2) казахстанско-приуральская; 3) подонская; 4) днепровская, включая крымскую подгруппу; 5) дунайская, включая балканскую подгруппу. Кроме того, отдельные группы кыпчаков известны также в Фергане, Восточном Туркестане, Кашгари.

К концу Х века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое название «кимак». Постепенно политическая власть переходит к кипчакам.

В начале ХІ века после падения Кимакского каганата власть на огромной территории от Иртыша до Волги перешла в руки кипчаков, которые стали преемниками кимаков. Так возникло Кипчакское ханство начало ХІ в 1219 г.

К середине ХІ века кипчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Семиречье. Восточная граница их достигалась до Иртыша, западные пределы достигали Волги, а на юге-района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся эта огромная территория называлась Кипчакской степью или «Дешт-и Кыпчак».

Расцвет Кипчакского государства.

В середине ХІ века кипчаки переходят Волгу и за короткое время подчиняют себе многочисленные западно-кангарские племена долины рек Тен и Узеу (Днепр). К началу ХІІ века земли, занятые кипчаками, разделяются на два крупных объединения Западных и Восточных. Кипчаки, обитавшие к западу Волги, объединились в конфедерацию во главе с ханами из рода токсаба. Конфедерация разделялась на области тенских кыпчаков (Днестр). Располагавшихся в степях Северного Причерноморья (Поле Половецком) от Тена (Днестр) на востоке до низовий Дуная и Карпат на западе. Во главе этих образовании стояли ханы династий Шару хана и Бонек хана.

Кипчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода ельбори. Легенды называют основателем этого государства Абар хана (ХІ в).

Власть кыпчакских ханов передавалась по наледству от отца к сыну. Династийным родом считался ель – борили, из числа которых выходили ханы. Ханской ставке называвшиеся Ордой, находилься аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом, и ханской армией. В военно – административном отношении Кыпчакское ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое – со ставкой на р. Урал на месте города Сарайчик и левое – с резиденцией в городе Сынаке. Более мощное было правое крыло. Военной организации и военно – административной системы управление придавалась исключительное значение, ибо они отражали специфику кочевого быта и были наиболее органычными и удобными для кочевого способа существования.

Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баксаки и др. Ставка хана была в городе Сыгнаке.

Кризис кипчакских государств.

В конце ХІІ века кипчаки переживают период кризиса, воевавшие на два фронта –против каракиданей в Семиречье и Хорезма на Сырдарье, Кыпчаки были вынуждены пойти на союз с Хорезм шахом и постепенно попадают под зависимость Хорезма. В 1182 году хан кипчаков Алп-Кара-Уран направил Хорезм шаху посольство во главе со своим сыном Кадыр-Бугу ханом, который заключил союз с Хорезмом против каракиданей. Поход, состоявшийся в 1182 году, закончился победой, и кипчаки освободили от киданей город Тараз с окрестностями. Однако вскоре союзники стали враждовать между собой, и в 1195 году Хорезм шах Текеш выступил в поход против Кадыр-Бугу хана. В начале кипчаки отступили, но составлявшие основную часть гвардии Хорезм шаха перешли на сторону кипчаков, и Кадыр-Буга победил. Однако вражда между Кадыр Бугу ханом и его племянником Алп-Дерек- и -налом ослабила кыпчаков и в 1200 году Алп-Дерек, ставший новым ханом, признает себя вассалом Хорезма. После победы Хорезм шаха над Кара-киданями Алп-Дерек получил в управление все земли по среднему и нижнему теченью Сырдарьи. В 1210 году он перенес столицу в Отрар и стал править от имени Хорезм шаха, приняв титул Кайыр хана.

Западные кипчаки в этот период терпят ряд поражений от русских князей. В 1183 году объединенные русские силы разгромили хана Кобека, правителя узеуских (Днепровских) кыпчаков, а в 1185 году хан тенских (Днестр) кипчаков Кунашык двинулся на Русь, но дважды потерпел поражение и был вынужден отступить. Новгород-северский князь Игорь решил добить ослабленных кипчаков и поживиться за счёт военной добычи, но его поход в 1185 году закончился полным разгромом русских войск на реке Каяле, что было описано в «Слове о полку Игорове». В этой битве принимали участие и западно-казахстанские кипчаки во главе с Казак ханом. В начале ХІІІ века часть кыпчаков во главе с ханами принимает христианство. Узеуский хан (Кобек) при крещении получил имя Данилы Кобяковича, а сын Кунашыка-Юрия Кончаковича (хан тенских кыпчаков Кунашык.). После смерти Кунашыка власть над тенскими кипчаками переходят хану Катону.

Русские князья не только воевали с кипчаками и было время, когда они совместно выступали против общего врага. Например, общеизвестно, что в первую битву с монгольскими ордами в 1223 году на реке Калке русские князья выступили в союзе с половецким (кыпчакским) ханом Катоном.

Основным занятием кипчаков было кочевое скотоводство. Они разводили верблюдов, овец, лошадей и рогатый скот. Они имели торговые связи и политические связи с русскими князьями в ХІІ - ХІІІ вв.

Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях распологался ряд крупных городов: Сыганак, Джент, Барчынлыкент, Канлыкент, Саксин, Таматархан (Тмутаракань), Шарухан-недалеко от современного Харькова, так же Ясы, Отрар,Ургенч и крымских городов.

Кыпчаки сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Болгария, Китай, Византия, Грузия, Хорезм в эпоху средневековья. Кипчаки стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Они вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украинского, монгольского, китайского, индийских и арабских народов.

Известно, что домонгольский период кыпчаки во главе с ханом Атраком играли важную роль в военной организации Грузинского царства Давида ІV и его преемников. Кыпчак Шамсад-Дин Ильдигиз был основателем династии Ильдигизидов в Азербайджане. В тяжелые времена Византийской империи времена начала ХІ века, когда её существованию угрожали тюрки сельджуки с востока, а печенеги с севера вступив в союз с императором Алексеем, оказали ему помощь разгромив печенегов. Кыпчаки были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы.

Таким образом, Кыпчакское ханство было в XI – XII вв. сложившимся раннефеодальным государством, продолжившим и развившим традиции древнетюркской государственности.

Кереиты и найманы ( XII – нач. XIII в.в ).

В XII веке конфедерация найманов наряду с кереитами (кереи и меркитами) представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Между тем вопрос о происхождении и ранней истории найманов достаточно сложен вполне возможно, что они имели смешанный этнически состав, хотя новейшие сведения в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязычности. Полагают что значение термина «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших союз племен «секиз - огузов» исследователями отождествляется с найманами. В VIII веке племенное объединение огузов занимало земли от р. Орхон до верхнего Иртыша. Там же впоследствии жили и найманы.

Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц. Должности у элитарной части общества, как обычно, передавались по наследству. Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен завершился образованием (XII – нач.XIII вв.) раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса найманов.

Важную роль в истории Казахстана сыграли найманы и кереиты – родственные тюркские племена, оформившиеся в племенные союзы в Центральной Азии. Под давлением монголов в конце ХII начале ХIII веков часть найманов и кереитов перекочевала на территорию Казахстана, обосновавшие на Алтае в Восточном Казахстане, а затем далее на запад в Семиречье. В 1007 году найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка. Общественная организация найманов и кереитов была в виде самостоятельных улусов, которые правили ханы. В 1211 года глава найманов Кучлук хан покорил каракитаев и установил свою власть в Семиречье.

Таким образом, период VI – XIII вв. имеет огромное значение для истории казахского народа. Проказахские и другие тюркские племена впервые выходят на историческую арену под собственными именами, идет активный процесс образования современных языков и этносов. Часть населения Казахстана принимает мировые религиозные системы – ислам, христианство, буддизм. Впервые тюркский язык перелагается на арабскую графику, и появляются крупные литературные произведения на языках народов Казахстана. В этот период были заложены основы, которые определяли всю последующую историю нашей республики.