Menu
Какие виды опроса применяются при сборе первичной социологической информации?
Опрос — это способ получения информации в вопросно-ответной форме о субъективных состояниях людей, о мотивах их поступков, мнениях, отношениях к событиям, о потребностях и намерениях. В социологических исследованиях применяются четыре разновидности опроса: анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос.

При анкетировании (или анкетном опросе) респондент (тот, кто отвечает на вопросы) дает ответы в письменном виде. Вопросы и ответы содержатся в анкете. Анкета (от франц. enquete — рассмотрение) состоит из введения и блоков вопросов, каждый из которых логически и связан с

центральной проблемой исследования. Введение анкеты содержит информацию о том, кто и для чего проводит опрос, как будут использованы данные, гарантию анонимности информации, инструкцию по заполнению анкеты и способу ее возврата. Основная (содержательная) часть анкеты включает в себя собственно вопросы, относящиеся к определенному блоку и постепенно раскрывающие содержание исследуемой темы.

Один из блоков вопросов в анкете называется паспортичкой. Она преследует цель получить информацию о социально-демографическом портрете респондента (пол, возраст, профессия, уровень образования, семейное положение и т.д.). Паспортичка может быть расположена либо в начале, либо в конце анкеты. Данные паспортички используются при анализе результатов анкетирования для определения особенностей ответов в различных социально-демографических группах, проверки гипотез.

Конструкция вопросов определяет закрытый, открытый или открыто-закрытый виды анкеты. Анкета закрытого вида (или закрытая анкета) предполагает наличие только готовых вариантов ответов на сформулированный вопрос. Открытая анкета позволяет респонденту формулировать ответы в удобной для него форме. В анкете открыто-закрытого вида (или полузакрытой) содержится комбинация двух первых видов.

Интервью (от англ, interview беседа, встреча) — целенаправленная, проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера (тот, кто задает вопросы) с респондентом в устной форме. При этом интервьюер записывает ответы либо на магнитофон, либо фиксирует их на бумаге.

По технике проведения различают свободные (нестандартизированные), формализованные (стандартизированные) и полуформализованные интервью. Свободные (нестандартизированные) интервью основаны на свободном диалоге (иногда в несколько часов) без строгой детализации вопросов, по общей программе. Формулировка вопросов происходит в контексте общения и формы фиксации ответов нестандартизированы. Разновидностями свободного (нестандартизированного) интервью являются "клиническое" и фокусированное интервью, т.е. более глубокие. При клиническом интервью выявляются сведения о внутренних побуждениях, конфликтах, мотивах, склонностях респондента. Фокусированное интервью информирует интервьюера о поведенческих реакциях респондента на заданное воздействие. При этом значение имеют не только содержание ответа на вопрос, но и тон речи, паузы, жесты, которыми сопровождаются ответы респондента.

Формализованное интервью предполагает наличие заранее сформулированных вопросов, их последовательность и возможные варианты ответов. В этом случае интервьюер не имеет права менять конструкцию вопросов и их последовательность, он обязан строго соблюдать общий план беседы и фиксировать ответы.

Проведение полуформализованного интервью допускает формулировку дополнительных, уточняющих вопросов наряду с заранее разработанными по теме.

Экспертный опрос (от лат. expertus — опытный), предполагает получение информации об объекте исследования от специалистов профессионалов. Отбор экспертов производится по уровню их компетенции. Число опрошенных в этом виде опроса колеблется от нескольких единиц до нескольких десятков человек. Информация, полученная от группы экспертов должна быть надежной, полной, проверяемой и статистически устойчивой относительно условий или процедуры оценки. Как правило, экспертные опросы применяются в пилотажных исследованиях. Они нацелены на уточнение гипотез, разработку прогноза, интерпретацию определенных социальных явлений и процессов.

Социометрический опрос (от лат. socius — общий и греч. metron — мера) — имеет целью количественное измерение и анализ структуры взаимоотношений в малых группах. В ситуациях, как правило вымышленных, респондентам предлагается сделать выбор, кого из членов группы хотелось бы видеть в качестве партнеров в определённой ситуации, а кого — нет. По специальным методикам проводится анализ количества положительных и отрицательных выборов для каждого члена группы в различных ситуациях. При помощи социометрии можно выявить степень сплоченности или разобщенности в группе, определить позиции каждого ее члена с точки зрения симпатий или антипатий, определив при этом "лидера" и "аутсайдера", обнаружить (распознать) внутри группы отдельные сплоченные подгруппы и их неформальных лидеров. Проведение социометрического опроса требует профессиональной особой деликатности социолога, для которого недопустимо обнародование результатов опроса без согласия его участников.

В социологическом исследовании тот или иной вид опроса, как правило, дополняется методом наблюдения.
03.06.2011 16:31 Социология Артем 1494 5714 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход